w Коучинг Центр | История компании
Menu

История компании

История коучинга в целом и история Коучинг-центра «Universal», в частности.

Существуют две версии возникновения коучинга.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах 19-го столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический лидеркоучинга, открывший ряд международных организаций коучей, и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". И как подход к планированию и осуществлению положительных изменений, он не был принципиально новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом, могут заметить, что уже использовали его, в той или иной степени, в своей жизни.

Также справедливо будет отметить, что идеи коучинга провозглашал ещё Сократ (470-399 г. до н.э.). Он говорил: «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать».

Как пишет доктор психологических наук и коуч Вики Брок в своей диссертации по истории коучинга, коучинг появился одновременно из нескольких независимых источников и распространился в разные страны.

Вообще, английское слово «coach» - производное от названия транспортного средства, от средства передвижения. И в значении «тренер» слово «coach» впервые было использовано примерно в 1830-м году в Оксфордском университете, сначала как сленговое, - «коучингом» в университете назвали процесс транспортировки людей из того места, где они находились, в то место, куда они желали попасть.

Коуч Инта Санта описал этот процесс в метафорической форме: «Человек желает добраться до определённого места, для этого он садится в повозку и говорит кучеру: «Я хочу попасть туда-то…». Кучер дёргает удилалошадей, экипаж трогается и начинается путешествие. По дороге пассажир беседует с кучером, который оказался очень любопытным и задаёт множество вопросов. И самое интересное в том, что, отвечая на вопросы кучера, пассажир, по ходу беседы, вдруг убеждается в правильности своего намерения попасть в место назначения, в его смысле и значимости для себя и окружающих; он обсуждает с кучером все возможные быстрые, менее проблематичные и даже, если хотите, более приятные способы добраться до места… и, незаметно для себя самого, оказывается там, куда хотел попасть (то есть, добивается того, чего хотел)».

В 80-х годах 19 века термин «коучинг» означал особую форму психологической подготовки спортсменов (в теннис, гольфе), которые стремились к высоким результатам.

Вдохновлённые успешными результатами спортсменов, бизнесмены, политики также стали проявлять интерес к коучингу как к эффективному способу для достижения своих целей.

Постепенно об эффективности коучинга стало известно во всём цивилизованном мире, – новая «технология успеха» очевиднопомогала людям развиваться, осваивать новые навыки и добиваться значительных успехов во всех сферах жизни.

Разумеется, в разных странах коучинг и его разновидности развивались по-разному. В Казахстане коучинг появился в конце90-х годов.

В целом же, этапы развития коучингатаковы:

  • 80-е годы 19 века – возникновение, становление.
  • Вторая половина 80-х годов 20 века – распространение и процветание.
  • Начало 90-х – разделение направлений по сферам жизни.
  • С середины 90-х – популяризация.
  • С начала 2000-х –рост профессионализма.

Индустрия коучинга достигла своей зрелости примерно в 2004-м году.

На сегодняшний день коучинг успешно применяется в сфере личностного и карьерного роста, в педагогике, медицине и других областях. В основе его популярности лежит осознание того, что люди, как правило, используют очень малую долю своих реальных возможностей. Особенный интерес к коучингу проявляется в бизнесе, поскольку всё большее число руководителей начинают понимать, что сотрудники имеют огромный внутренний потенциал, который можно эффективно использовать, стоит лишь его раскрыть.

Многочисленные примеры из практики коучинга показывают, что у этой технологии есть не только практические результаты (рост, успех), но и психоэмоциональные преимущества (положительные эмоции, радость и уверенность в своих силах). Большинство из тех, кто уже применяют коучинг, уверены, что коучинг способствует личностному развитию человека и достижению бизнес-целей.

Что касается непосредственно истории появления Коучинг-центра «Universal», то это было неким естественным процессом, обусловленным, в том числе, и общемировым развитием коучинга.

Вначале, в 2004 году, был открыт Центр «Организационное развитие», который предоставлял услуги бизнес-тренеров и организационных консультантов юридическим и физическим лицам. Затем, в 2007 году, данный центр был переименован в Коучинг-центр «UNIVERSAL» и вошёл в состав центров Евразийского Института психотерапии и практической психологии. Одновременно, центр расширил направления своей деятельности и включил направление КОУЧИНГ (индивидуальный, командный, семейный, трансформационный и др.).

Возрастающая в Казахстане популяризация метода, проявляющего себя как «технология успеха», требовала постоянного расширения программ и проведения всё большего количества тренингов. Некоторое время спустя, доля услуг Центра в общей деятельности ЕИППП уже в несколько раз превышала объём деятельности всех остальных центров Института. Центр требовал всё больше внимания со стороны руководства, всё больше усилий со стороны профессионального состава, и, в итоге, стала очевидной необходимость формирования Центра коучинга как самостоятельной организации с самостоятельными долгосрочными планами и функционированием. Главной целью же было создание таких условий деятельности Центра, которые могли бы своевременно и полноценно удовлетворять потребности общества в высококачественных коучинг-услугах. И в 2012 году Коучинг-центр, с любовью и профессионализмом взращенный «в стенах ЕИППП», встал на путь самостоятельной деятельности, ведя «в гору успеха» тысячи и тысячи целеустремлённых или, напротив, потерявших цель людей.
Такова история появления активно функционирующего ныне Коучинг-центра «Universal».